Перейти к содержимому
Главная страница » О выставке

О выставке

Эпифании Марии Смольяниновой

«Эпифании» — так определил работы художника Марии Смольяниновой известный российский историк и искусствовед Александр Мельник, имея в виду концепцию литературных эпифаний Джеймса Джойса.

Это слово имеет множество значений.

«Эпифании» — слово греческое. Отраженье. Откровенье. Тончайший импульс, короткая вспышка, выхватывающая из темноты мгновенье быстротекущей жизни, высвечивающая напряженье мысли, жест, ощущенье, событье, поступок, предмет. Короткие вспышки, импульсы, порою в чем-то и противоречащие друг другу — диалектически противоречащие друг другу — соединенье разнородных явлений и даже полных противоположностей в единый — диалектически связанный — непрерывный поток.

— так описывал своё понимание эпифании выдающийся советский поэт Юрий Левитанский в предисловии своих переводов текстов Иманта Зиедониса.

Это понятие действительно наиболее верно, на наш взгляд, отражает сущность творчества Марии Смольяниновой, творчества лиричного, вдумчивого, иногда обманчиво созерцательного, всегда скрывающего сильное чувство и впечатление. Офорты Марии требуют от зрителя собственной работы – тихий свияжский берег, как и его реальный природный прототип, таит в себе откровения проявляющиеся при внимательном вглядывании, диалог изображения и зрителя начинается незаметно, постепенно всё больше захватывая своей сложностью и красотой эмоций. Переливы световых пятен и теней московских пейзажей, и выявляющие и растворяющие предметы в «московской серии» работ. Или ранняя работа Марии «Весна в «Красном доме» — знаменитом доме Владимира Фаворского, художника и теоретика искусств — парадоксальным образом, монохромное изображение, удивительно выявляет свет – присносущный, «энергию сущностей» – создавая вибрирующее ощущение сопричастности духовному открытию автора.

Избрание офорта, как единственного средства для трансляции своих творческих идей, характеризует Марию как личность твердой дисциплины и высокой требовательности к себе. Далеко не каждый художник способен оперировать этим весьма неторопливым гравировальным методом, подразумевающим несколько этапов чисто технической подготовки и значительных временных затрат, которые обусловлены технологией процесса…. Вне всякого сомнения, Мария Смольянинова уже заняла свою нишу в истории российской печатной графики. Она определенно заявила о себе как о зрелом, состоявшемся мастере, с самобытным, индивидуальным художественным почерком и богатым творческим потенциалом, который еще ожидает много стадий раскрытия.

Екатерина Климова
Заведующая отделом гравюры XVIII — XXI вв.
Государственного Русского музея

Ночная полутьма, утренний или вечерний сумрак, легкий туман — вот излюбленные мотивы художника. Все призрачно, предметы в творениях Марии утрачивают свою повседневную определенность, обыденную сущность и наделяются чертами явлений, присущих тому миру, который достоин ее нежности…


Александр Мельник

Офорт

Офорт (от французского словосочетания eau-forte азотная кислота, буквально – «крепкая вода») – разновидность печатной графики, техника глубокой печати.

В течение столетий офорт активно использовался художниками (Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт Харменс ван Рейн, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо, Джорджо Моранди, Иван Шишкин, Валентин Серов и др.) для создания произведений искусства.

Техника предполагает создание рисунка на металлической (медной, цинковой или стальной) пластине путем травления кислотой линий и других элементов изображения, после чего на металлическую пластину (печатную форму) наносится краска, накладывается влажная бумага. Оттиск на офортном станке получается в результате прокатывания печатной формы под сильным давлением между двумя вращающимися валами. Печатная форма дает возможность повторять процесс печати некоторое количество раз, затем тончайшие линии, точки стираются и качество отпечатков падает.

«Мария Смольянинова. Цинковая печатная форма (офортная доска) «Утро на Тверской» из серии «Московский рэгтайм» 31х31 см.»

В современном офорте много техник: травлёный штрих, акватинта, открытое травление, мягкий лак, лавис, резерваж и т.д..Техники гравюры на металле без травления: сухая игла, меццо-тинто.

Художник может использовать одну из них, сочетать несколько техник в одной работе.

Процесс работы над офортом начинается с подготовки металлической пластины (доски). Доску выравнивают, снимают фаски, шлифуют и полируют, обезжиривают. Предварительно сделанный карандашом на бумаге рисунок зеркально отображают, переносят на доску. Дальнейшие действия зависят от выбора техники.

Травлёный штрих – данная техника ещё называется классическим офортом (возникла в начале XVI в.). Доску покрывают слоем кислотоупорного лака, наносят рисунок офортными иглами, помещают в ванночку с азотной кислотой в определенной пропорции смешанной с водой. Металл травится в местах царапин, глубина и интенсивность штриха зависят от времени травления, используемого металла.

Акватинта – (появление датируется XVIII в.), техника, где можно добиться эффекта мягких полутонов, сходного с акварельным рисунком. Обезжиренная доска покрывается асфальтовым или канифольным порошком. Порошок при подогреве доски плавится, поверхность становится шероховатой, зернистой. Светлые участки кистью поэтапно закрываются кислотоупорным лаком, не закрытые участки травятся. Предварительно делается тональная шкала по времени травления.

Открытое травление – травятся крупные участки открытого металла. Кистью кислотоупорным лаком создаются разнообразные фактуры. В зависимости от используемого металла, достигаются разные эффекты.

Мягкий лак – к обычному офортному грунту добавляют сало, лак становится мягким и легко отделяется. Доска покрывается крупнозернистой бумагой, на которой рисуют карандашом. Проведенные линии продавливают бумагу и прилипают к лаку. Когда бумага снимается, с нею удаляются частички лака. После травления получается зернистый штрих, напоминающий карандашный рисунок.
   Лавис – на доску наносят канифольную пыль и расплавляют. Затем наносят рисунок кистью с травящим раствором из кислоты, потом смывают его водой.

Резерваж – на рисунок, сделанный кистью или пером, специальными чернилами прямо на доске, наносится кислотоупорный грунт. С обработкой водой металлические участки печатной формы, подлежащие травлению, очищаются.

Сухая игла – техника гравирования на металле, где изображение создаётся не травлением кислотой доски, как в чистом офорте, а процарапыванием специальной офортной иглой линий по металлу, обычно мягкому цинку или меди.