Перейти к содержимому
Главная страница » Печатная графика Марии Смольяниновой

Печатная графика Марии Смольяниновой

Московская художница Мария Смольянинова, выпускница МГАХИ им. В. И. Сурикова, зарекомендовала себя как на коллективных, так и на персональных выставках, а ее работы вошли в отечественные музейные собрания. Сегодня Мария — состоявшийся мастер со своим индивидуальным видением и сложившимся художественным языком. Однако для художницы достигнутое — далеко не предел, и ее талант ещё совершит много новых завоеваний, которые обогатят современное искусство графики.

Мария Смольянинова избрала для себя особенно сложную технику печатной графики — офорт. Работа в офорте связана с химическими процессами травления металлической доски и требует отточенного мастерства. Бесстрашие и упорство художницы в овладении этим ремеслом объясняется тем, что именно офорт стал наилучшим выразителем художественного видения автора. Сама материя офортного оттиска созвучна образам в творчестве художницы.

Мария работает графическими сериями, в которых говорит о мимолетной красоте окружающего нас мира, о человеческой памяти, о ностальгии. Внимательный и чувствительный взгляд художницы остро восприимчив к затаенной красоте жизни. В более ранних работах Мария пользуется языком визуальных метафор. Так, в серии «Музыка Петербурга» стройный архитектурный ансамбль города отражается в воде каналов черно-белыми клавишами рояля. В недавней же серии «Вечный пейзаж» 2020 года отчетливее проступает само звучащее вещество внутреннего переживания автора. Пространство в произведениях Марии приводится в движение потоками света, а внутри изображения мир выстраивается как музыкальная гармония. Геометрические ритмы белого и черного блестяще играют в сериях, посвященных звучанию городов: торжественно и строго в «Музыка Петербурга» 2013 года и лирически в «Московском рэгтайме» 2016 года.

Каждая работа Марии — это рукотворный отпечаток воспоминания, прикосновение её чувства к листу. Завораживающий эффект прикосновенности рождается благодаря использованию сложных техник гравирования и травления — акватинты, резерважа, мягкого лака, меццо-тинто, сухой иглы, которые нередко сочетаются в одной работе. Мастерское владение техникой позволяет художнице передавать тончайшие вибрации оттенков — от непроглядных черных пятен до дышащих полутонов и пронзительной белизны листа.

В триптихе «Чистые пруды» в зимней московской темноте клубится узорный ковер огней, словно сама сущность света поймана на бумаге. Праздник огней разворачивается и в картинах ночного Тбилиси. Щедрая и насыщенная натура Грузии вдохновила художницу на серию «Сакартвело», наполненную живой игрой пятен и бликов солнечного света. Офорты этой серии, например, «Двор детства», «Глициния цветет», предстают как образы остановленного времени, неизбывные в памяти человека.

Главная цель её искусства — не точность в передаче натуры, а поэтическое видение мира. Творческому кредо Марии Смольяниновой созвучны слова русского живописца Константина Коровина, сказанные им в далёком 1921 году: «Я хотел показать весь поэтический ритм моей души, всю красоту и поэзию жизни на земле, которую боготворю, … и я буду счастлив, если часть моей души, осколок ее, как поэтический отголосок, западет в сердце каждого зрителя».

Очень важно, что искусство Марии складывается из реальных впечатлений художницы. Так она делится со зрителем своим восхищением. Ее графические работы, пронизанные человеческим теплом и любовью, найдут отклик в каждом, кто восприимчив и открыт прекрасным мгновениям в нашей самой обыденной жизни.

Екатерина Скареднова