Печатная графика, являясь одной из самых консервативных областей искусства, тем не менее привлекает внимание современных художников и провоцирует их на новые поиски. Офорт же и подавно – одна из самых индивидуальных и разнообразных техник, которая дает множество возможностей для свободного эксперимента.
Выставка графики Марии Смольяниновой, организованная Нижегородским государственным художественным музеем, объединяет 60 произведений, которые были созданы с 2008 по 2021 годы. Для молодой художницы этот отрезок, длиной в треть жизни, определяется внутренними поисками и экспериментами. Современные мастера, работают в обстановке стремительного развития технологий, изменений в привычном укладе жизни, мировых кризисов и войн, связанных с этим тревог и переживаний. Подобно предшественникам они обращаются к искусству как к способу исследовать окружающую реальность со всеми ее противоречиями и непостоянством.
Как и многие современные авторы, Мария Смольянинова работает сериями, и первой из тех, о которых пойдет речь, является серия офортов, посвященных железной дороге. Это работы разных лет, самые ранние датированы 2008 годом, а самые поздние – 2015. Вечно бегущие вперед рельсы и вагоны поездов, вокзалы, станции и полустанки давно романтизированы и художниками, и писателями, и музыкантами. Переплетения путей и проводов создают своего рода симфонию линий, которая прекрасно ложится на белую поверхность листа. Музыкальный характер этих работ становится заметен уже в офорте «Зима» (2008).
В «Опусе №1 для поездов Ленинградского направления» (2012) передана ясная и прозрачная структура пространства. Строгая динамика линий рождает сдержанное произведение, в котором на первый план выходит ощущение отстраненности и дистанции. Композиция лаконична и построена таким образом, чтобы ничего не отвлекало от чтения ее ритма. В офорте «Зима одного года. Ярославский вокзал» (2012) получает развитие появившаяся в 2008 году линия. Если в «Зиме» только намечена идея музыкальности, здесь она выходит на первый план в динамичном ритме изогнутых линий. Пластичные и выразительные, они задают достаточно тревожный характер и своей хаотичностью резко контрастируют с более упорядоченной нижней частью композиции. В работах Марии большое значение имеет эмоциональная составляющая: первое впечатление автора от какого-либо стремление сохранить и передать его цельность, обратиться непосредственно к чувствам зрителя. И здесь эти черты особенно заметны.
Музыкальная тема продолжается в серии «Музыка Санкт-Петербурга» (2013). Здесь на первом плане – строгий линеарный характер, чистота и ясность форм. Сделав выбор на отсутствии сильной детализации и лаконичных композициях, Мария создает обобщенный практически до минимализма образ Санкт-Петербурга. Каждый офорт этой серии – своего рода визуальный код, который становится ключом для перехода от внешнего к внутреннему, от пространства города к плоскости листа. Работы этой серии напоминают музыкальную партитуру и рождают строгое, но эмоционально насыщенное визуальное пространство, в котором каждая линия дает начало своеобразной мелодии.
Хочется также обратить внимание на две серии московских пейзажей: «Чистые пруды» и «Московский рэгтайм» (2016). В обеих на первый план выходит свет и преображение предметов в пространстве света. В серии, посвященной Чистым прудам, Марии удалось создать мерцающую и вибрирующую поверхность, которая отражает романтический и таинственный характер этого пространства. В «Московском рэгтайме» пятна света и тени создают энергичный характер и, вместе с тем, ощущение наполненности воздухом, свежести и легкости.
Грузинская серия (2018) запечатлевает неприметные и неочевидные на первый взгляд мотивы Тбилиси. Внешне скромные, эти листы полны лиричного настроения и душевности, в них передано очарование старого грузинского города. Если в «Московском рэгтайме» очень хорошо заметна проработка пространства планами, так что движение развивается вглубь пространства, то грузинская серия видится более декоративной. Но эта декоративность скрывает в себе работу со структурой пространства. Здесь также становится заметен переход в сторону большей естественности и даже отчасти живописности.
Основными выразительными средствами произведений Марии до середины 2010-х годов являются линия и силуэт, однако в более поздних оттисках появляется живописное начало. К ним относятся работы «Лето» и «Зарядье» из серии «Прогулки по Москве» (2020). Внимательное и чуткое отношение к миру вместе с яркой эмоциональностью позволяет создать в «Лете» пространство счастья, спонтанности и легкости. Этот переливающийся чувством радости офорт – исключительно сложная в техническом плане работа, которая заняла у художницы целых два года. Композиция очень свободная, ее главная задача – создать целостный ансамбль, в котором одновременно присутствуют и сверкание воды в лучах солнца, и летняя суматоха, и искренность порывов, и наслаждение каждым мгновением. В «Зарядье», как и в ряде других работ, особенно из серии «Чистые пруды», заметно, что наибольший интерес у художницы вызывает внутренняя суть явлений и эстетическое постижение окружающего мира. Поэтизация повседневности становится одной из основных особенностей работ Марии.
Важно отметить, что в традиции отечественного изобразительного искусства пейзаж и, в частности, городской пейзаж, занимает важное место. Он является отражением размышлений художников о духовной жизни общества. В нем отражаются социальные и мировоззренческие изменения, раскрывается «трепетная душа личности и волнение эпохи» (В.С. Манин, «Русская пейзажная живопись»). В начале и конце 20 века пейзаж дважды был на грани исчезновения, однако (если говорить о начале 20 века) в 1920-1930-е годы пейзаж нашел свое место в творчестве многих художников «тихого искусства». Общие черты, объединяющие художников «тихого искусства», – отсутствие доминирующей идеологии в работах, формальные искания, внимание к прошлому и изучение его наследия, преобладание классических жанров в их творчестве (портрет, пейзаж, натюрморт), интерес к повседневности, не официозной и не приукрашенной, индивидуальность и непохожесть авторов друг на друга. Все это становится особенно значимо в контексте глобализации и стирания границ, которые были характерны для первых двух десятилетий 21 века и которые в действительности оказались эфемерными. На первый план в 2020 году вышла проблема изоляции, которая получила отражение в серии Марии Смольяниновой «Память моря» (2021). Воздушные и бесплотные по своему характеру листы заставляют задуматься об уязвимости и непрочности жизни и, вместе с тем, напоминают о ее воплощении в других формах. В этой серии сильно выражена погруженность в себя и созерцательность.
Безусловно, искусство всегда было направлено на то, чтобы отражать и интерпретировать окружающую действительность, но, похоже, начало 21 века требует новой глубокой переоценки. Сомнение как полноценный критический метод вновь, спустя несколько столетий, выходит на первый план и включает вопросы самоидентификации, репрезентации и заимствования, остро актуальные для всех художников. Современные авторы вынуждены выстраивать самоидентификацию в контексте постоянно изменяющихся условий жизни, необходимости подстраиваться под экономический, политический, национальный контекст. И в этой ситуации многие обращаются именно к традиционным техникам и жанрам как к явлениям, которые позволяют углубиться внутрь себя. Гравюра остается одной из самых консервативных из всех сфер искусства, основные средства ее выразительности – контурная линия и штрих – являются главными средствами, определяющими объекты и их соотношение в пространстве. Кроме того, линия была (и остается) инструментом, позволявшим описывать и определять особенности художественного языка того или иного художника. В то время, когда все ожидали ухода искусства гравюры в прошлое, она продолжает занимать свое место в контексте современного искусства и позволяет современным художникам проявлять свой взгляд на существующую реальность.
Анна Чернышева